Ковешникова Майя Дмитриевна

Заслуженный художник РСФСР

Майя Дмитриевна Ковешникова родилась 13 мая 1926 года в г. Новосиль Орловской области в семье учительницы начальных классов и партийного работника. Детство художницы проходило в разных городах в связи с перемещениями по должности отца и сменой места жительства.

С 1935 года она вместе со своей матерью проживала в с. Паньково Новодеревеньковского района Орловской области. В начале войны этот район оказался в оккупации, школа была закрыта и Майю Ковешникову, окончившую 7 класс, направили на курсы военруков. 

В ноябре 1942 года началась трудовая биография Майи Ковешниковой – она стала военруком в Котовской начальной школе Новодеревеньковского района Орловской области. В 1943 году вступила в члены ВЛКСМ. Проработав год, продолжила обучение в школе в году Ливны Орловской области. После окончания 8-го класса, с сентября 1944 года, вновь стала работать военруком в Котовской начальной школе. В 1946 году поступила в Орловское художественное училище в г. Ельце. Там она познакомилась со своим будущим мужем, педагогом и художником В.Я. Курзиным и после окончания училища в 1951 г. приехала с ним в г. Барнаул. С августа 1951 года до 5 мая 1996 года работала художником в товариществе «Алтайский художник».

В июне 1953 года стала членом КПСС. В 1962 году закончила вечерний университет марксизма-ленинизма. Майю Ковешникову неоднократно избирали в партийное бюро товарищества, местный комитет, она являлась председателем группы народного контроля и ревизионной комиссии Алтайской организации Союза художников.

С 1952 года Майя Ковешникова активно участвует во всех краевых и зональных художественных выставках. Пробует свои силы в создании бытовых жанровых композиций, в этот период она написала работы «Набедокурила» (1956), «Новая жизнь» (1957), «В ученической бригаде» (1959).

В 1960-х годах Майя Ковешникова – одна из первых – начинает работать в жанре тематического или социального натюрморта. Первые шаги в этом направлении тесно связаны с бытовыми жанрами «Дружная семейка», «К зиме» (1963) или обращены к индустриальной теме, как, например «Лаборатория (желтые колбы)» (1963), «Уголок лаборатории», «Этюд на тему химии» (1964) и другие, посвященные комбинату химического волокна. С этюдом «Колбы» Майю Ковешникову в 1964 году приняли кандидатом на вступление в Союз художников СССР. В этом же году работы на индустриальную тему экспонировались на первой зональной выставке «Сибирь социалистическая» и были отмечены в числе лучших произведений.

В середине 1960-х годов Майя Ковешникова с группой художников путешествует по Горному Алтаю и останавливается в с. Верхний Уймон Усть-Коксинского района. Одна за другой появляются работы, отражающие самобытную культуру алтайцев: «Изба Прова из Уймона», «Старый Уймон» (1966), «Красна изба углами», «Уймонский интерьер», «Русская печь» (1967). Развивая жанр тематического или социального натюрморта, художница делает поворот к живописности и декоративности, которые приобретают главенствующее значение в ее произведениях.

В 1968 году Майю Ковешникову приняли в Союз художников СССР. В этот же период берет начало еще одна тема, с которой художница вошла в историю изобразительного искусства Алтая, – это хлеб. Произведение «Красна изба углами» (1967) положило начало целому этапу в ее творчестве. В составе творческой группы «Хлеб Сибири» она совершает поездки в Змеиногорский и Первомайский районы Алтайского края, в результате которых появляются произведения, ставшие классикой российского тематического натюрморта: «Хлеб Алтая» (1972), «К обеду комбайнеров», «Хлеб, молоко, ягоды» (1974) и многие другие. Произведение «Хлебы Кулунды» (1980) занимало одно из центральных мест в экспозиции Пятой зональной художественной выставки «Сибирь социалистическая».

Вершиной в «хлебном» цикле работ Майи Ковешниковой стало полотно «Алтайский хлеб» (1981), написанное для республиканской выставки «Нивы Алтая» (1983). После закрытия выставки картина осталась в Москве и вошла в золотой фонд российского искусства XX века.

В 1986 году Майе Ковешниковой присвоили почетное звание «Заслуженный художник РСФСР».

Она успешно трудилась и в жанре портрета. В середине 1980-х годов из поездок по Горному Алтаю художник привезла целую серию карандашных рисунков: «Катя Яманова из Аноса» (1983), «Марфа Такашева» (1984), «Девочка из Паспаула» (1985) и другие. Некоторые работы, к сожалению, так и остались незаконченными, некоторые она сознательно сохранила в этюдном варианте. В середине 1990-х годов появляются более традиционные портреты с мотивами натюрморта и использованием приема мягкого, необидного гротеска: портреты М.И. Гостенина (1995), Л.Н. Лихацкой (1997), М.Л. Когана (2001), А.П. Фризена (2009) и многие другие.

Особое место в творчестве художницы занимало изображение природы, особенно цветочная тема, которая особенно проявляется в работах последнего десятилетия: «Космос лета» (1993), «Марьины коренья» (2001), «Полевые цветы» (2003), «Незабудки» (2004), «Придорожные цветы» (2006) и другие.

Творческие успехи Майи Ковешниковой отмечены медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970), «За трудовую доблесть» (1971), «Ветеран труда» (1982), «За заслуги перед обществом» (2011). Она стала лауреатом Гуманитарной премии Демидовского фонда Алтайского края (2006) и Премии Администрации Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества (2010).

Персональные выставки Майи Ковешниковой проходили в Барнауле (1970, 1976, 1989, 1997, 2001, 2006, 2011), Бийске (1971), Горно-Алтайске (1972), Новосибирске (1984), Москве (2006).

2 июня 2013 г. Майя Дмитриевна Ковешникова скончалась, оставив после себя огромное творческое наследие.

Произведения Майи Ковешниковой хранятся в фондах Государственного художественного музея Алтайского края, Павловской картинной галереи им. Г.Ф. Борунова (с. Павловск), Михайловской картинной галереи им. Я.Н. Скрипкова (с. Михайловка), Всероссийского мемориального музея-заповедника В.М. Шукшина Алтайского края (с. Сростки), Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки (г. Бийск), национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина (г. Горно-Алтайск), картинной галереи им. В.В. Тихонова (г. Рубцовск), Кемеровского областного музея изобразительного искусства (г. Кемерово), Новосибирского государственного художественного музея (г. Новосибирск), Дома ученых СО РАН (г. Новосибирск), Елецкого городского краеведческого музея (г. Елец), Орловского музея изобразительных искусств (г. Орел), Союза художников России (г. Москва), Дома российско-японской дружбы (г. Саппоро, Япония), Государственного музея Амстердама (Рейксмюсеум) (г. Амстердам, Нидерланды), а также в частных собраниях жителей Барнаула, Горно-Алтайска, Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Томска и собраниях зарубежных коллекционеров из Великобритании, Германии, Канады, США и Японии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий